Отдел продаж: +7 (495) 644-49-12
Отдел аналитики: +7 (495) 644-47-62
26 марта 2018 12:45

Еженедельный обзор российского рынка нефтепродуктов за 19-23 марта

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» предлагает вашему вниманию еженедельный обзор российского рынка нефтепродуктов за 19-23 марта.

Обзор в формате pdf можно скачать по этой ссылке.


Текстовая версия еженедельника

Электоральный цикл завершился на фоне скачка цен на бензины

На прошлой неделе в России официально завершился электоральный цикл. В пятницу ЦИК РФ утвердил итоги выборов, которые ожидаемо выиграл Владимир Путин, и вскоре после этого Президент выступил с телевизионным обращением к гражданам.

Завершение электорального цикла сопровождалось скачком оптовых цен на бензины. С начала марта биржевой индекс Москва для бензина Премиум-95 вырос примерно на 3500 ₽, а в сравнении с минимумом 2018 года, зафиксированным 19 января, индекс подскочил без малого на 6000 ₽.

Рост биржевых цен на бензины продолжает вгрызаться в прибыль АЗС. Так, 19 января маржинальный доход московских АЗС по бензину Премиум-95, рассчитанный от биржевого индекса Москва, оценивался в 25,5%, а 23 марта этот показатель рухнул до 14,6%, вплотную приблизившись к границе, после которой обычно начинается рост розничных цен.

Что еще важнее, в пятницу биржевой индекс Москва для Премиум-95 был лишь на 900 ₽ ниже исторического максимума, зафиксированного в ноябре прошлого года.

Аналогичная ситуация была на рынке бензина Регуляр-92. В конце ноября 2017 года исторический максимум биржевого индекса Москва для Регуляр-92 был на уровне 45411 ₽/т, а в минувшую пятницу индекс составил 44545 ₽/т.

Судя по тому, как развивается ситуация на рынке, исторические максимумы биржевых цен на бензины будут обновлены в апреле, если не в конце марта.

Топливный рынок вышел из ручного режима

Стремительный рост биржевых цен на бензины сопровождался стандартными для такого периода сомнениями участников рынка: кто и зачем скупает настолько дорогой товар?

Ответ на этот вопрос, видимо, таков. Бензины скупали потребители, которые не верят в продолжение искусственного сдерживания внутренних цен. И эту точку зрения поддерживают несколько новостей и сигналов.

Россияне на прошлой неделе получили два «подарка». С 1 апреля 2018 года утилизационный сбор на самые востребованные легковые автомобили вырастет на 90%, до 84 тыс. ₽.

Кроме того, правительство на прошлой неделе обсудило повышение налогов на население и бизнес: рост НДФЛ с 13% до 15%, отмену льготного 10%-го НДС на социальные товары, введение 4%-го торгового сбора и повышение НДС до 22% в обмен на снижение страховых взносов.

Еще один сигнал: отсутствие тревожных комментариев представителей ФАС России относительно ситуации на рынке нефтепродуктов, даже в формате off-record. В середине марта Анатолий Голомолзин заявил журналистам, что ситуация с ценами на ГСМ в России благоприятная.

А вице-премьер Аркадий Дворкович конкретизировал: «Ситуация полностью контролируется в рамках текущей работы, и правительство и Минэнерго действуют в постоянном режиме, цены полностью соответствуют решениям, принятым по акцизам. Конечно, цены немного выросли, но они остаются в разумных рамках, они выросли меньше, чем на акцизную составляющую».

Чиновники из Минэнерго, видимо, не довольны значительным дисконтом биржевой цены автобензина к экспортному паритету, который негативно влияет на маржу переработки нефти.

Что касается мер поддержки НПЗ, Минфин увязывает их с завершением налогового маневра, и готов на 2–3 ₽/л снизить акцизы на моторные топлива. Но завершение маневра, судя по комментариям Аркадия Дворковича, решено отложить на несколько лет. Если налоговый маневр в ближайшее время не завершится, то и акцизы вряд ли будут снижены.

Негативному развитию ситуации на российском топливном рынке также способствует слабость рубля. В пятницу рублевая цена фьючерса на нефть Brent составляла около 4100 ₽/бр. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты без соответствующего укрепления российской валюты приведет к скачку экспортного паритета, что будет способствовать оттоку нефтепродуктов за рубеж.

Рекомендация по накоплению запасов бензина вряд ли будет выполнена

Запасы автобензина на НПЗ и ПНПО ВИНК 19 марта составили 1,791 млн т, сообщило ЦДУ ТЭК в минувшую среду. За неделю запасы увеличились лишь на 5 тыс. т. При этом за предыдущую неделю запасы бензина выросли на 121 тыс. т.

Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям к 1 апреля накопить 2,1 млн т запасов автобензина. Накопленные по состоянию на 19 марта запасы бензина более чем на 300 тыс. т отставали от рекомендованного Минэнерго уровня. Из этого следует несколько выводов.
За оставшиеся дни марта нефтяные компании вряд ли успеют накопить еще 309 тыс. т запасов бензина.

Видя значительное отставание от рекомендованного уровня запасов, нефтяные компании, судя по всему, пытаются его нагнать увеличением отгрузок товара в адрес собственных сбытовых предприятий. Однако это лишь дестабилизирует ситуацию на оптовом рынке. Несколько источников на прошлой неделе рассказали, что все крупные нефтяные компании искусственно задерживают отгрузку нефтепродуктов по биржевым сделкам.

«НПЗ отгружают товар строго на 30-й день, эти ограничения отменят лишь после 1 апреля», — рассказал источник.

Кроме того, источники на рынке рассказали о неисполнении нефтяными компаниями крупных обязательств по поставкам нефтепродуктов в рамках прямых контрактов. Такие договоры позволяют производителям «соскакивать» в ряде случаев.

Срывы поставок приводят к выходу дополнительного спроса на биржу и усиливают разгон биржевых цен. Эта история больше относится к рынку дизельного топлива, однако она подтверждает отсутствие интереса у ВИНК поставлять товар на внутренний рынок при текущем уровне оптовых цен.


Источник: Независимое агентство «Аналитика товарных рынков»

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.
Оформить пробную подписку

Издания, на которые вы хотите подписаться:

Спасибо!
В ближайшее время наши менеджеры
свяжутся с Вами.